Мастерская визуальной рекламы
Словарь дизайнера

    Визуальное восприятие.
    Наша способность фокусировать зрение и воспринимать детали ограничена очень узким углом зрения. Обозревая поле зрения, наши глаза постоянно движутся, фокусируясь то в одном направлении, то в другом, и сканируют окружающие нас объекты с целью получения визуальной информации. Затем мозг интерпретирует визуальные данные, собранные глазами, и создает из них визуальные образы, которые мы можем распознать и понять.
    Нормальный процесс восприятия утилитарен и направлен на узнавание. При взгляде на стул мы узнаем, что это стул, если его форма и очертания совпадут с образом, созданным стульями, которые мы видели и использовали ранее. Если мы будем рассматривать стул более внимательно, то сможем воспринять его особую форму, размеры, пропорции, цвет, текстуру и материал. Эта способность видеть что-то сверх узнавания исключительно важна для дизайнеров. Мы должны постоянно стремиться видеть и осознавать конкретные визуальные характеристики вещей и понимать, какие связи можно установить между ними с целью создания эстетики визуального окружения.
    Восприятие формы, размеров, цвета и текстуры вещей зависит от оптических свойств среды, в которой мы их видим, и от соотношений между ними и их визуальным окружением, которое мы можем рассмотреть. Если бы наше поле зрения не было дифференцировано, мы бы не увидели ничего. Однако по мере изменения условий восприятия мы начали бы различать объект или фигуру по тону, цвету и текстуре, дифференцируя ее от фона. Поэтому, чтобы видеть в поле зрения линии, очертания и формы, нужно, в первую очередь, воспринимать контраст между ними и фоном.

    Соотношение фигуры и фона. 
    
Элементы, которые выделяются на фоне или перед ним, называют фигурами. Помимо контрастности фигуру на фоне выделяют ее очертания и размеры. Когда фигура имеет границу с фоном, она более различима и узнаваема, что делает ее объектом. Фигуры иногда называют позитивными элементами - имеющими позитивные очертания, а фоны обозначают как негативные или нейтральные элементы, не имеющие четко различимых очертаний.
    Фигуры лучше различимы, когда они окружены большим количеством пространства или фона. Если размеры фигуры теснят фон, он может развить свои различимые очертания и вступить во взаимодействие с очертаниями фигуры. Случается, что соотношения между фигурой и фоном настолько неясны, что элементы композиции поочередно воспринимаются то как фигура, то как фон.
    В действительности наш визуальный мир представляет собой сложный образ, состоящий из бесконечного разнообразия соотношений между фигурами и фонами. В дизайне интерьера эти соотношения можно рассматривать по-разному, в зависимости от точки зрения.

    Форма.
    Точка порождает все формы. Когда она движется, то оставляет след в виде линии - одномерный элемент. Когда смещается линия, она образует плоскость - двухмерный элемент. Плоскость, двигаясь перпендикулярно или под наклоном по отношению к своей поверхности, формирует трехмерный объем.
    Точка, линия, плоскость и объем - это основные элементы формы. Все видимые формы в действительности трехмерны. При описании формы различают по их относительным размерам - длине, ширине и глубине, которыми определяются пропорции и масштаб.

    Точка.
    Точка отмечает местонахождение в пространстве. Принято считать, что у нее нет ни длины, ни ширины, ни глубины, поэтому она статична и неподвижна. Как первичный генератор формы, точка может обозначать концы линии, место пересечения двух линий или вершину угла, где сходятся линии плоскости или объема.
    Точку обычно рисуют в виде пятнышка, круглого контура, который по отношению к фону очень мал. В качестве точек можно использовать и другие достаточно малые, компактные, ненаправленные контуры. 
    Находясь в центре поля или пространства, точка постоянна и неподвижна и может организовывать вокруг себя другие элементы. Даже если ее сдвинуть, она сохраняет свою способность быть центром, но становится более динамичной. Между точкой и фоном возникает визуальная напряженность. Такие формы, образованные точкой, как круг и сфера, тоже имеют присущую точке способность быть центром.

    Линия.
    Растянутая точка превращается в линию. Теоретически линия имеет только один размер - длину. В действительности же хотя длина линии и доминирует визуально, толщина у нее тоже должна быть, иначе ее не будет видно. В отличие от статичной и ненаправленной точки линия способна выражать движение, направление и увеличение.
    Как видимые формы, линии различают по толщине и характеру. Они могут быть жирными и тонкими, четкими и мягкими, грациозно изогнутыми и ломаными. Характер линии зависит от нашего восприятия соотношения ее длины к толщине, контура и степени непрерывности.
    Линия может быть образована также двумя точками. Если ее продолжить путем достаточно непрерывного повторения одинаковых элементов, можно получить линию с выраженными текстурными свойствами.
    Прямая линия представляет растяжение, существующее между двумя точками. Важной характеристикой прямой линии является ее направление. Горизонтальная линия может выражать стабильность, покой или плоскость, на которой мы стоим или по которой ходим. В отличие от нее, вертикальная линия может ассоциироваться с состоянием равновесия по отношению к силе гравитации.
    Диагональные линии, отклонения от горизонтали или от вертикали можно рассматривать как подъем или падение. В любом случае они выражают движение, а визуально активны и динамичны.
    Кривая линия отражает движение с отклонениями, вызванными воздействием боковых сил. Кривые линии ассоциируются с медленным движением. В зависимости от ориентирования они могут выражать духовный подъем, твердость и привязанность к земле. Небольшие кривые выражают игривость, энергию или биологический рост.

    Линейные элементы.
    
Линия - существенный элемент в формировании любой визуальной конструкции. Без линий мы не смогли бы различать очертания предметов. Линии также обозначают границы предметов, отделяющие их от окружающего пространства. Кроме того, они наполняют контуры выразительными свойствами.
    Помимо обозначения очертаний предметов, линии отражают края плоскостей и углы объемов. Эти линии могут быть представлены как отсутствием материала (притолоки и внутренние стыки по углам), так и нанесением отделки.
    Линии можно также использовать для создания текстуры или узора на плоскостях форм.

    Линейные формы.
    
Линейные формы традиционно применяются для обеспечения вертикальной опоры, выражают протяженность и движение через пространство, ограничивают края пространственных объемов. Эту структурную роль линейных элементов можно видеть как в архитектурных конструкциях, так и в оформлении внутреннего пространства и мебели.
    В процессе дизайна линии часто используются просто для регулирования соотношений между его элементами и для создания целостной структуры элементов дизайна.

    Плоскость.
    
Линия, перемещенная в направлении, отличном от ее собственного, порождает плоскость. По определению, плоскость имеет два размера - ширину и длину - и не имеет глубины. Но хотя ширина и длина и доминируют, толщина все-таки должна быть, чтобы плоскость было видно.
    Очертания - основная характеристика плоскости. Они обозначаются контурами линий, ограничивающих края плоскости. Поскольку наше восприятие очертаний плоскости может быть искажено перспективой, истинные ее очертания мы видим только тогда, когда смотрим на нее фронтально.
    Кроме очертаний, для плоскостных форм важны еще такие свойства поверхности, как материал, цвет, текстура и рисунок. Эти характеристики влияют на следующие качества плоскости: 
   - визуальная толщина и устойчивость;
   - воспринимаемые размеры, пропорции и положение в пространстве;
   - светоотражение;
   - тактильные качества;
   - акустические свойства.

    Плоские формы.
    
Плоские формы являются основными в архитектуре и дизайне интерьера. Полы, стены, потолки, плоскости крыши служат для обеспечения замкнутости и разграничения трехмерных объемов пространства. Их конкретные визуальные характеристики и соотношения в пространстве определяют форму и характер пространства, которое они разграничивают. Находящиеся внутри этих пространств мебель и другие элементы дизайна тоже можно рассматривать как состоящие из плоских форм.

    Очертания.
    
Очертания - основная характеристика, по которой мы отличаем одну форму от другой. Очертания могут быть обозначены контурами линий, краем плоскости или границей трехмерного объема. В любом случае они определяются конкретной конфигурацией линий или плоскостей, отделяющих форму от фона или окружающего пространства.
    Существует несколько категорий очертаний. Естественные очертания представляют образы и формы мира природы. Они могут быть абстрагированы, обычно путем упрощения, и в то же время сохранять основные характеристики аналогов.
    Непредметные очертания не относятся к конкретным объектам. Некоторые из них появились, например, в результате развития каллиграфии и имеют значения символов. Другие могут быть геометрическими фигурами и вызывают впечатления, определяемые их чисто визуальными свойствами.
    Геометрические очертания преобладают как в архитектуре зданий, так и в дизайне интерьера. Есть два типа геометрических очертаний - прямолинейные и криволинейные. Самая правильная форма криволинейных очертаний - круглая, а прямолинейные очертания включают в себя серию многоугольников, которые можно вписать в круг. Важнейшие геометрические очертания - круг, треугольник и квадрат. Если их продлить в третье измерение, то эти основные формы дают сферу, цилиндр, конус, пирамиду и куб.

    Круг.
    
Круг - это компактная, замкнутая форма, имеющая центральную точку в качестве естественного фокуса. Она представляет единство, непрерывность и экономию формы.
Круглая форма, как правило, выражает стабильность, однако в сочетании с другими линейными и плоскими формами может ассоциироваться с движением.
    Другие криволинейные формы можно рассматривать как фрагменты или комбинации круглых форм. Как правильные, так и неправильные криволинейные очертания обычно выражают мягкость формы, плавность движения или естественный биологический рост.

    Треугольник.
    
Треугольник представляет собой стабильность. Треугольные формы и структуры часто используют в конструкционных системах, поскольку их конфигурацию нельзя изменить, не согнув или не сломав одну из сторон.
    С визуальной точки зрения, треугольная форма тоже стабильна, если она стоит на одной из сторон. Если же поставить ее на один из углов, она становится динамичной. Треугольная форма может находиться в состоянии неустойчивого равновесия и выражать движение, так как стремится упасть на одну из сторон.
    Динамические свойства треугольной формы зависят также от соотношения углов между сторонами. Поскольку эти углы можно менять, треугольная форма является более гибкой по сравнению с формой квадрата или прямоугольника. Кроме того, треугольные формы удобно комбинировать. При этом можно получить любое количество квадратных, прямоугольных и других полигональных форм.

    Квадрат.
    Квадрат выражает нечто чистое и рациональное. Равенство четырех сторон и четыре прямых угла придают ему правильность и визуальную ясность.
    У квадратной формы нет предпочтительного направления. Подобно треугольнику, квадрат устойчивая фигура, когда стоит на одной из сторон. Но он приобретает неустойчивость, если его поставить на один из углов.
    Все остальные прямоугольники можно рассматривать как варианты квадрата с добавлением длины или ширины сторон. Ясность и стабильность прямоугольных форм приводит к визуальной монотонности. Внести разнообразие можно, меняя их размеры, пропорции, цвет, текстуру, расположение и ориентированность.

    Текстура.
    Текстура - особое свойство поверхности, вытекающее из ее трехмерной структуры. Чаще всего термин "текстура" употребляют для описания относительной гладкости или шероховатости поверхности. Ею можно охарактеризовать свойства знакомых нам материалов: шероховатость камня, волокнистость древесины, переплетение нитей ткани.
    Различают два основных типа текстуры. Тактильная текстура реальна - ее можно ощутить при прикосновении. Визуальная текстура видима только глазом. Любая тактильная текстура является также и визуальной. Вместе с тем визуальная текстура может быть иллюзорной или реальной.
    Наши органы зрения и осязания тесно взаимосвязаны. Когда мы видим визуальную текстуру поверхности, то часто ощущаем ее тактильные свойства, даже не прикасаясь к ней. Эта реакция основана на ассоциациях с подобными материалами, с которыми мы уже имели дело.

    Текстура и масштаб.
    Масштаб текстуры поверхности, расстояние до нее и свет - важные модифицирующие факторы в восприятии текстуры поверхностей.
    Все материалы имеют какую-то текстуру. Чем меньше масштаб текстурного узора, тем более гладкой у нее будет поверхность. Даже грубые поверхности, если смотреть на них с расстояния, кажутся относительно гладкими. Только при близком рассмотрении становится очевидной грубость текстуры.
    Относительный масштаб текстуры может влиять на видимую форму и положение плоскости в пространстве. Текстура с направленной волокнистостью подчеркивает длину или ширину поверхности. Грубые поверхности приближают плоскость, уменьшают ее размер и визуально увеличивают вес. В общем, текстуры визуально наполняют пространство, в котором они находятся.

    Текстура и свет.
    Свет влияет на восприятие текстуры и, в свою очередь, находится под воздействием текстуры, которую он освещает. Прямой свет, падающий поперек поверхности с физической текстурой, подчеркивает ее визуальную текстуру. Рассеянный свет скрывает физическую текстуру, делает незаметной ее трехмерность. 
    Гладкие, блестящие поверхности отлично отражают свет и привлекают внимание. Поверхности с матовой или шероховатой текстурой поглощают и неравномерно рассеивают свет, а потому кажутся менее яркими, чем выкрашенные в тот же цвет более гладкие поверхности. На очень шероховатых поверхностях, если их осветить прямым светом, появляется отчетливый узор из света и тени.

    Текстура и контраст.
    От контраста зависит, насколько четко будет видна текстура. Текстура, помещенная на равномерно гладкий фон, будет видна лучше, чем расположенная рядом с подобной себе текстурой. На более грубом фоне она будет казаться тоньше и меньше по размерам.
    Наконец, текстура является важным фактором при уходе за материалами и поверхностями. На гладких поверхностях более заметны грязь и износ, но их сравнительно легко чистить. Шероховатые поверхности могут скрывать грязь, однако за ними тяжелее ухаживать.

    Текстура и узор.
    Текстура и узор - близко связанные между собой элементы дизайна. Узор - это декоративное оформление или орнаментация поверхности. В основе его почти всегда лежит повторение какого-нибудь элемента орнамента - характерной формы или цвета. Повторяющийся характер орнамента часто придает поверхности текстурные свойства. Если элементы орнамента настолько малы, что теряют свою индивидуальную идентичность и превращаются в тон, они становятся скорее текстурой, чем узором.
    Узор может быть структурным и нанесенным. Структурный узор вытекает из внутренней природы материала, способа его производства, обработки или сборки. Узор второго типа наносится на поверхность, после того как ее структура полностью готова.

    Текстура и пространство.
    Текстура присуща и материалам, которые мы используем для разграничения, меблировки и украшения внутреннего пространства. Умение комбинировать различные текстуры также важно, как и умение создавать композиции из цвета и света. Композиции из текстур должны соответствовать характеру и предназначению помещения.
    Размер текстурного узора нужно соотносить с размерами помещения и его основных поверхностей, а также с размерами вторичных элементов интерьера. Поскольку текстура визуально наполняет пространство, то в небольших помещениях следует использовать неброские текстуры или применять их в небольших количествах. В большом помещении текстуру можно использовать для уменьшения его размера или создания в нем более уединенной зоны. 
    Помещение с небольшим разнообразием текстурных вариантов может действовать успокаивающе. Комбинацию жестких и мягких, ровных и неровных, ярких и бледных текстур используют для создания разнообразия и придания помещению более интересного вида. В выборе текстур следует проявлять умеренность и уделять внимание их правильному расположению и чередованию. Гармония между контрастирующими текстурами будет выдержана, если у них есть какая-то общая черта, например степень отражения света или визуальная толщина.

    Объем.
    Плоскость, перемещенная не вдоль своей поверхности, формирует объем. Теоретически и практически объем существует в трех измерениях.
    Для описания контуров и общей структуры объема мы используем термин "форма". Форма объема определяется очертаниями и взаимоотношениями линий и плоскостей, обозначающих границы данного объема.
    Являясь трехмерным элементом архитектуры и дизайна интерьера, объем может быть твердым (пространство, вытесненное массой здания или его элементов) или пустым (пространство, ограниченное и разграниченное плоскостями стен, полов, потолков или крыш). Важно различать эту двойственность объема - вытеснение пространства и нахождение внутри вытесненного пространства, особенно при изучении ортографических планов, профилей и сечений.

    Твердые тела и пустоты.
    Двойственность объема - наличие твердых форм и пространственных пустот - отражает единство противоположностей, составляющих реальность архитектуры и дизайна интерьера. Видимые формы придают пространству размеры, цвет и текстуру, а пространство заполняет эти формы. В дизайне интерьера симбиоз формы и пространства можно наблюдать во всем.

    Цвет.
    Цвет, подобно очертаниям и текстуре, - визуальное свойство, присущее любой форме. Мы окружены цветом. Однако источником цветов, которыми мы характеризуем предметы, является свет, освещающий и наполняющий форму и пространство. Цвета без света не существует.
    Цвет как свойство света - предмет изучения физики. Он определяется длиной волны в пределах спектра видимого света. Самая длинная волна у красного цвета, затем идут оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и, наконец, фиолетовый, имеющий самую короткую видимую волну. Когда источник света излучает волны всех этих цветов приблизительно в равных количествах, то их сочетание дает белый свет, который на вид бесцветен.
    Когда белый свет падает на непрозрачный предмет, происходит его избирательное поглощение. Световые волны одной длины поверхность предмета поглощает, другой - отражает. Наши глаза цвет отраженного света воспринимают как цвет предмета.
    Белый цвет, например солнечный свет в полдень, состоит из всего спектра световых волн. Свет некоторых источников, например люминесцентных ламп, не так хорошо сбалансирован. Он лишен части спектра. Поверхность, освещаемая таким светом, отражает свет, тоже лишенный этих цветов.
    Какие длины волн или диапазоны света поглощаются, а какие отражаются от предмета, выражая его цвет, определяет пигментация поверхности. Красная поверхность кажется красной, потому что она поглощает большую часть синего и зеленого света, падающего на нее, и отражает красную часть спектра. Синяя поверхность поглощает красную часть спектра. Черная поверхность весь спектр поглощает, а белая - отражает.
    Поверхности имеют естественную пигментацию материала, из которого они состоят. Но эту окраску можно изменить путем нанесения красок или морилок, содержащих цветовые пигменты. Каждый пигмент поглощает определенные части спектра белого света. Комбинации их поглощают несколько цветов спектра. Цвета, которые остаются, определяют оттенок и интенсивность смешанного пигмента.

    Параметры цвета.
    Цвет имеет три параметра.
    Оттенок. Признак, по которому мы узнаем и называем цвет, например красный или желтый.
    Яркость. Степень яркости цвета относительно белого и черного.
    Насыщенность. Степень насыщенности цвета зависит от количества в нем данного оттенка.
    Все эти параметры взаимосвязаны. Каждый из основных оттенков цвета имеет нормальную то есть присущую ему яркость. Чистый желтый, например, светлее, чем чистый синий. Если в цвет добавить белого, черного или какого-то цветного оттенка, то он посветлеет или потемнеет и насыщенность его тоже изменится. Трудно отрегулировать один параметр цвета, не меняя одновременно двух других.
    Существует много систем, призванных упорядочить цвета. Самый простой пример - колесо Брустера или Пранга. В нем цвета поделены на первичные, вторичные и третичные оттенки.
    Первичные оттенки - это красный, желтый и синий. Вторичные - оранжевый, зеленый и фиолетовый. Третичные - красно-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый.

    Системы классификации цвета.
    Более исчерпывающую классификацию цвета разработал Альберт Манселл. Его система имеет три шкалы в соответствии с тремя параметрами.
    В системе Манселла пять основных оттенков и пять промежуточных. Эти десять оттенков расположены горизонтально по кругу).
    В центре круга вертикально установлена шкала яркости, состоящая из нейтральных серых тонов и имеющая десять делений от черного до белого.
    От вертикальной шкалы радиально расходятся шкалы интенсивности. Количество делений на них различно и зависит от возможной достижимой насыщенности для каждого оттенка и яркости.
    Цвета, классифицированные по этой системе, обозначаются в соответствии с тремя параметрами Н V/C (английские аббревиатуры: Н - оттенок (hue), V - шкала яркости (value scale), С - насыщенность (chroma)). Например, 5R 5/14 означает: чистый красный средней яркости и максимальной насыщенности.
    Хотя возможность точно описать оттенок, яркость и интенсивность цвета, не имея образца, имеет большое значение для науки, торговли и промышленности, названия цветов и их обозначения все-таки не могут адекватно отобразить визуальное восприятие цвета. Для дизайна цветовой гаммы первостепенным является наличие реальных образцов. Причем рассматривать их нужно при том освещении, при котором они будут использоваться.
    С появлением цветных компьютерных мониторов и принтеров необходимость в создании универсального языка для сообщения информации о цвете еще более возросла. Дизайнерам интерьера часто приходится называть цвета по названиям красок, тканей и других материалов.
    Стандарты Международной комиссии по освещению (Commission Internationale l'Eclairage - CIE) основаны на точном изхмере-нии световых волн, отраженных от поверхности, созданной с использованием кривых чувствительности, которые были рассчитаны по замерам чувствительности человеческого глаза.
    Цветовые шкалы, подобные шкале Манселла. описанной на предыдущей странице, позволяют общаться с теми, у кого есть точно такая же шкала.
    Системы, подобные системе Пантоне (Pantone) для архитекторов и дизайнеров, позволяют определять цвета, общаться и делать выбор по широкому диапазону материалов как через Интернет, так и вживую.
    Существуют также электронные цветовые анализаторы для идентификации цветов по образцам и по цветным излучателям света, имитирующим различные условия освещения.

    Красящие пименты.
    Красители, а именно краски и морилки, являются средствами для изменения цвета освещающего света, под которым мы понимаем цвет освещаемого объекта.
    Смешивая пигменты красок и морилок, можно получить любой цвет.
    При смешивании оттенков, расположенных по соседству на цветовом колесе, получаются гармоничные и близкородственные оттенки. Если же мы смешаем оттенки, расположенные на противоположных сторонах цветового колеса, то получим нейтральные оттенки.
    Яркость цвета можно повысить, добавив белого, а можно понизить, добавив черного. При добавлении к оттенку нормальной яркости белого получаем более светлый тон этого оттенка, а при добавлении черного - более темный тон. Оттенок с высокой нормальной яркостью, например желтый, способен образовать больше темных тонов, чем светлых, а оттенок с более низкой нормальной яркостью, например красный, дает больше светлых тонов, чем темных.
    Насыщенность цвета можно увеличить путем добавления преобладающего оттенка. Для уменьшения же насыщенности добавляют либо серый, либо противоположный оттенок (находящийся на другой стороне цветового колеса). Оттенки, полученные таким образом, часто называют тонами.

    Цвет и свет.
    Визуальные изменения цвета объекта мот также произойти, если поменять освещение, расположить рядом с объектом предметы других цветов или изменить цвет фона. Эти факторы очень важны для дизайнера по интерьеру. Он должен внимательно исследовать, как взаимодействуют цвета элементов интерьера и как на них влияет освещение.
    Для освещения редко используют свет разных оттенков, обычно - просто белый. Однако не все источники белого света хорошо сбалансированы. Лампы накаливания дают теплый свет, а многие люминесцентные лампы - холодный. Дневной свет тоже может быть теплым или холодным, в зависимости от времени дня и направления его проникновения. Вызвать изменение оттенка освещения интерьера может даже цвет большой отражающей поверхности.
    Теплый свет подчеркивает теплые цвета и нейтрализует холодные, а холодный цвет усиливает холодные оттенки и ослабляет теплые. Если свет тонирован каким-либо оттенком, то он повышает насыщенность цветов, имеющих этот оттенок, и нейтрализует цвета с противоположным оттенком.
    Яркость цвета можно также изменить путем изменения количества света. Уменьшение уровня освещенности понижает яркость цветов и нейтрализует их оттенки, а его увеличение делает цвета более светлыми и повышает их насыщенность. Однако слишком высокий уровень освещенности может привести к уменьшению насыщенности цветов или к их размыванию.
    Поскольку естественные потоки света часто меняют цвета по-разному, лучше всего тестировать их в том окружении, где они будут использоваться, причем как при дневном свете, так и в условиях вечернего освещения.

    Одновременный контраст.
    При смешивании двух противоположных пигментов мы получаем нейтральный или сероватый оттенок Но если поместить их рядом, эффект будет совершенно иным. Глаз будет стремиться вызвать противоположный оттенок и спроецировать его на соседние цвета. Этот феномен известен под названием одновременный контраст. Таким образом, два противоположных оттенка, помещенные рядом, визуально повышают насыщенность и яркость друг друга, хотя объективно изменения оттенков не происходит.
    Если же два цвета, помещенные рядом, не являются противоположными, каждый из них будет стремиться подкрасить соседа своим противоположным цветом и как бы пододвинуть его по колесу ближе к этому цвету. В результате они как бы отталкиваются друг от друга по оттенку.
    Одновременный контраст по оттенку лучше всего ощущается, когда два цвета имеют одинаковую яркость. Если же яркость цветов различна, то более заметным становится эффект контрастирования по яркости.
    Одновременный контраст влияет также на видимую яркость цвета. Цвет может стать светлее или темнее в зависимости от яркости фона. Светлый фон делает темнее темный цвет, а темный усиливает яркость светлого.
    Белый и черный тона визуально выделяют цвета, если их поместить рядом с ними. Цвет, окруженный черным, становится богаче. Если же поместить его внутрь белого, то эффект будет обратным. Большая площадь белого цвета отражает свет на соседние цвета, а тонкие белые полоски стремятся расшириться и сделать светлее оттенки, которые они разделяют.
    Эффекты контрастирования оттенков и яркости заметны только в том случае, когда площади достаточно велики и цвета воспринимаются как разные. Если площади малы и близко расположены, глаз, не успевая заметить различия цветов, оптически смешивает их. Эффект оптического смешивания часто используют при производстве тканей, стремясь создать впечатление наличия большего числа оттенков при ограниченном количестве нитей разных оттенков и яркости.

    Цвет и пространство.
    Мы познакомились с тем, как цвета взаимодействуют и влияют друг на друга. Но важно также знать, как они влияют на форму, размеры и свойства интерьера.
    Цвета часто делят на теплые и холодные. Теплые цвета (красный, оранжевый и желтый) стараются приблизиться, холодные (синий, зеленый и фиолетовый) - имеют тенденцию к отдалению. Нейтральные цвета, такие как серый, могут быть либо теплыми (коричневатый), либо холодными (голубоватый).
    Теплота или холод оттенка, наряду с яркостью и насыщенностью, влияют на способность цвета привлекать наше внимание, фокусируя его на определенных предметах, и создавать пространство. Поговорим об этом подробнее.
    Теплые и насыщенные тона считаются визуально активными и стимулирующими, а холодные и ненасыщенные подавляют и расслабляют. Яркие цвета бодрят, цвета средней яркости нейтральны, а темные считаются мрачными.
    Яркие, насыщенные, контрастные цвета привлекают внимание. Сероватые оттенки средней яркости менее привлекательны. Контрастирующие по яркости цвета подчеркивают очертания и форму. Контрастные насыщенные оттенки тоже выделяют форму, но если их яркость одинакова, этот эффект снижается.
    Темные, холодные цвета сужают, а светлые и теплые расширяют, увеличивают видимые размеры предмета, особенно если поместит; его на темном фоне.
    В замкнутом пространстве яркие тона холодных оттенков и сероватые цвета на плоское окружающих это пространство, создают эффект увеличения расстояния, который используется для визуального увеличения объема помещения, его ширины, длины и высоты.
    Теплые цвета притягивают. Темные и насыщенные - тоже. Эти свойства используют для визуального уменьшения объема и размеров пространства.
    Следует сказать, что эмоциональная реакция  цвета зависит от личного опыта человека и с: культурных ассоциаций. Кроме того, на  цветовых сочетаний влияют тенденции моль: Цветовая палитра тесно связана с конкретным временем и местом ее применения.

    Цветовые схемы.
    Хотя каждый из нас может любить какие-то цвета, а какие-то не любить, хороших и плохих цветов не бывает. Просто одни цвета могут быть модными в данное время, а другие нет. Одни годятся для данной цветовой схемы, другие нет. Пригодность цвета для данной схемы зависит от того, как и где он применяется, и от того, вписывается он в палитру цветовой схемы или нет.
    Цвета подобны нотам в музыке, а цветовые схемы можно представить в виде аккордов. Это группы цветов, подобранные в соотношении их оттенков, яркости и насыщенности. Представленные на этой странице цветовые схемы основаны на соотношении оттенков.
    Существуют две основные категории цветовых схем. Одна основана на подобии, другая - на контрасте. Схемы, основанные на подобии, могут состоять либо из одного цвета, либо из нескольких близких цветов. Они обеспечивают гармонию и единство. Разнообразие вносится путем варьирования яркости и насыщенности с включением небольшого количества других цветов в качестве акцента или использованием формы и текстуры.
    Схемы, построенные только на оттенках цветов дают возможность лишь приблизительно организовать комбинацию цветов. Для создания цветовой схемы нужно учитывать и другие цветовые соотношения.
    Цветовой треугольник, разработанный Фаберо  Бирреном, иллюстрирует, как из модифицированных цветов - светлых, нейтральных и темных тонов - можно построить гармоничное сочетание. В треугольник входят три основных элемента: какой-либо чистый цвет, а также белый и черный. Смешивая их, получаем вторичные цвета: светлые, темные, серые и нейтральные тона. На рисунках справа жирной линией показаны гармоничные сочетания, состоящие из серий визуально связанных между собой элементов.
    И наконец, будет схема живой или спокойной, зависит от того, насколько далеки друг от  выбранные цвета по оттенку и по яркости (хроматические и тональные различия). Большие различия между цветами дают живые контрасты и драматические эффекты. Используя близкие цвета, получим более мягкие контрасты и рисунки.

    Хроматическое распределение.
    Разрабатывая цветовую схему интерьера, нужно правильно подобрать и распределить цвета по хроматике (оттенки) и тональности (яркость). Схема должна не только соответствовать предназначению помещения, но и учитывать характер его архитектуры.
    Нужно принять решения по основным плоскостям помещения, распределив цвета так, чтобы они помогли изменить видимые размеры, форму и расстояния. Определить, какие элементы расположить на переднем плане, какие - на среднем, а какие отодвинуть на задний план. Возможно, какие-то архитектурные или конструкционные детали следует подчеркнуть, а какие-то, наоборот, сделать незаметными.
    Обычно самые большие плоскости помещения - пол, стены и потолок - наиболее нейтральны по цветовым параметрам. На этом фоне большей хроматической яркостью могут обладать вторичные элементы интерьера, такие как крупные предметы мебели или напольные ковры. И наконец, для поддержания баланса и создания интересной обстановки небольшие элементы, например предметы, служащие для привлечения внимания, рабочие принадлежности и т. д., следует выдержать в цветах с наибольшей хроматической яркостью.
    Нейтральные цветовые схемы - самые гибкие. Для создания драматичного эффекта можно покрасить основные плоскости помещения в более яркие цвета, используя при этом вторичные элементы меньшей яркости. Однако окрашивать большие площади в яркие цвета следует с осторожностью, особенно в маленьких помещениях. Такие цвета способствуют визуальному уменьшению расстояния и могут стать навязчивыми.

    Тональное распределение.
    Тональное распределение в пространстве также важно, как и хроматическое. Обычно ЛУЧШС всего применять различное количество светлых и темных тонов с использованием тонов средней степени в качестве переходных. Избегайте применения равных количеств свет.1 и тени, за исключением случаев, когда требуется достичь эффекта фрагментарности.
    Как правило, большие площади светлого тона оттеняют меньшими площадями средней и темной тональности. Применение светлых тонов особо рекомендуется в тех случаях, когда необходимо эффективно использовать имеющийся свет. Схемы в темных тонах поглощают много света, в результате чего значительная часть освещения теряется.
    Еще один путь правильного распределения тонов - брать пример с природы. При таком сочетании тонов плоскость пола всегда будет самой темной, стены - средней или светлой тональности, а потолок - непременно самый светлый.

    Принципы дизайна.
    Дизайн интерьера включает в себя подбор элементов дизайна и их организацию в замкнутом пространстве с целью удовлетворения функциональных и эстетических потребностей и желаний заказчика. Организация элементов предполагает в числе прочего и создание структур. Ни один элемент в пространстве не находится сам по себе: все детали и элементы зависят друг от друга в том, что касается визуального впечатления, функции и смысла.
    Рассмотрим визуальные соотношения между элементами дизайна внутреннего пространства. Перечисленные в этом разделе принципы не являются жесткими правилами. Это скорее рекомендации, которые помогут нам создать узнаваемую структуру из элементов дизайна. В конечном итоге мы должны научиться оценивать пригодность структуры, ее визуальную роль в пространстве и смысловое значение для пользователей. А эти принципы помогут нам развить и поддерживать чувство визуального порядка в соотношении элементов дизайна в помещении, предназначенном для выполнения определенных функций.
    Пропорция - это отношение одной части к другой или к целому, а также одних объектов к другим. Это отношение касается размеров, количества или масштабности.

    Система расчета пропорций. 
    Человечество за историю своего развития разработало множество математических и геометрических методов определения идеальных пропорций вещей. При расчете пропорций люди руководствуются функциональными и техническими детерминантами в попытке установить меру красоты - разумное, с эстетической точки зрения, объяснение трехмерных соотношений между частями и элементами визуальной конструкции.
    Согласно древнегреческому математику Евклиду соотношение - это количественное сравнение двух простых вещей, а пропорция - это равенство соотношений. Поэтому в основе любой системы расчета пропорций лежит какое-то характерное соотношение, перманентное качество, передающееся от одного соотношения другому.
    Наверное, самая известная система расчета пропорций - золотое сечение, установленное еще древними греками. Оно определяет уникальное соотношение между двумя неравными частями и целым, при котором отношение меньшей части к большей равно отношению большей части к целому.
    Хотя система расчета пропорций обычно выражена языком математики, она устанавливает визуальные соотношения между частями композиции и является инструментом обеспечения единства и гармонии. Наше восприятие физических размеров вещей часто неточно. Его могут исказить сокращение перспективы, видимого расстояния и даже предубеждения.
    Пропорция все еще остается одной из основных критических визуальных оценок. Для нее важны значительные различия относительных размеров вещей. В конечном счете в конкретной ситуации пропорция будет правильной, когда мы почувствуем, что в рассматриваемом элементе нет ничего слишком маленького или слишком большого.

    Пропорциональное соотношение. 
    В дизайне интерьера мы имеем дело с пропорциональными соотношениями между частями элементов дизайна, между различными элементами и между элементами и формой пространства.
    Масштаб в дизайне тесно связан с пропорцией. Он, как и пропорция, имеет дело с относительными размерами вещей. Различие состоит в том, что пропорция касается соотношений между частями композиции, а масштаб соотносит размер предмета с каким-то признанным стандартом или с известной постоянной величиной.
    Механический масштаб - это физические размеры предмета в пересчете на единицы стандартной системы измерения. Например, мы можем сказать, что согласно Потребительской системе США стол имеет ширину 3 фута, длину 6 футов и высоту 29 дюймов (по Международной метрической системе - 914 мм в ширину, 1829 мм в длину и 737 мм в высоту). Если мы знакомы с подобными единицами измерения, то можем на глаз определить размер конкретного стола.

    Визуальный масштаб.
    Визуальный масштаб - это размер чего-то по отношению к окружающим предметам. Мы часто соизмеряем предметы с какими-то другими предметами, размер которых нам известен. Например, вышеупомянутый стол может быть либо соразмерен помещению, либо не соразмерен - в зависимости от размеров и пропорций помещения.
    Мы можем назвать какой-то предмет мелкомасштабным, если соизмерим его с более крупными вещами. И наоборот, можем посчитать предмет крупномасштабным, если он больше стандартных для данного класса предметов или же окружен более мелкими предметами.

    Человеческий масштаб. 
    Человеческий масштаб - это чувство размера того, что нас окружает. Если размеры помещения или элементов интерьера заставляют нас чувствовать себя маленькими, мы говорим, что им не хватает человеческого масштаба. Если же помещение нас не подавляет, а его элементы удобны с точки зрения размеров, мы считаем, что помещение соответствует человеческому масштабу.
    Чтобы удостовериться, что интерьер соответствует человеческому масштабу, мы используем элементы, размеры которых нам привычны. Это двери, лестницы, столы, различные виды мебели для сидения. Эти элементы обычно используют, чтобы "очеловечить" пространство и придать ему человеческий масштаб.

    Масштабное соотношение.
    Масштаб интерьера не ограничивается одним набором соотношений. Элементы интерьера одновременно соотносятся со всем помещением, друг с другом и с людьми, которые пользуются этим помещением. Нередко некоторые элементы, соответствующие масштабу помещения, обнаруживают резкое несоответствие с другими элементами. Это делается для того, чтобы привлечь внимание, создать или подчеркнуть центральную точку.

    Баланс.
    Интерьеры и их элементы - мебель, освещение, оборудование - представляют собой смесь форм, размеров, цветов и текстур. Все элементы нужно организовать так, чтобы они соответствовали функциональным потребностям и эстетическим вкусам. При этом следует достигать визуального баланса - равновесия между визуальным воздействием всех элементов.
    Каждый элемент ансамбля внутреннего пространства характеризуется очертаниями, формой, размерами, цветом и текстурой. Эти характеристики наряду-с расположением и ориентированностью определяют визуальную значимость каждого элемента, т. е. насколько он привлечет внимание, будучи включенным в общую структуру пространства.
    Характерными чертами, которые повышают визуальную значимость элемента и привлекают наше внимание, являются:
  - неправильные или контрастирующие формы;
  - яркие цвета и контрастирующие текстуры;
  - большие размеры и необычные пропорции;
  - искусно выполненные детали.

    Визуальный баланс.
    При пользовании и передвижении по помещению меняется наше восприятие его и находящихся в нем композиций элементов. Меняется перспектива, поскольку перемещается наша точка зрения. Помещение также подвержено изменениям во времени: оно по-разному освещено днем и ночью, в нем бывают разные люди, разные вещи. Со временем же оно вообще постепенно меняется, поэтому важно соблюдать визуальный баланс между элементами интерьера в трех измерениях. Он должен быть достаточно строгим, чтобы противостоять изменениям, которые привносят время и пользование помещением.

    Симметричный баланс. 
    Есть три типа визуального баланса: симметричный, радиальный и асимметричный. Симметричный баланс достигается путем размещения элементов, идентичных по форме, размеру и относительному положению, по обе стороны от одной линии. Такой баланс называют еще осевой, или двусторонней, симметрией.
    Симметричный баланс чаще всего создает ощущение спокойного, устойчивого равновесия, которое сразу легко заметить, особенно если оно ориентировано по вертикальной плоскости. В зависимости от пространственных соотношений симметричное расположение элементов может либо подчеркнуть центральную часть помещения, либо сконцентрировать наше внимание на конце оси.

    Радиальный баланс. 
    Симметрия - простое, но действенное средство для установления визуального порядка. Используя симметрию, можно придать помещению строго официальный вид. Однако часто полная симметрия нежелательна или недостижима в связи с функциональными особенностями помещения либо другими обстоятельствами.
    В то же время во многих случаях можно и нужно оформлять одну или несколько частей помещения по законам симметрии, создавать так называемую локальную симметрию. Симметричные группы в пространстве хорошо заметны, создают впечатление принадлежности к единому целому и упрощают процесс создания композиции.
    Второй тип баланса, радиальный, предполагает симметричное расположение элементов вокруг центральной точки. Таким образом, получается централизованная композиция, внимание в которой сосредоточено на середине. При этом элементы могут быть обращены лицом к центру, лицом от центра или по-иному.

    Асимметрический баланс.
    Для асимметрии характерно недостаточное взаимное соответствие элементов композиции по размерам, форме, цвету или относительному расположению. Симметричная композиция предполагает использование пар идентичных элементов, а в асимметричную композицию могут быть включены абсолютно разные элементы.
    Для достижения скрытого или оптического баланса в асимметричной композиции необходимо учитывать визуальную значимость каждого из элементов и использовать принцип рычага. Визуально более весомые элементы, привлекающие внимание необычной формой, ярким цветом, темным тоном, неоднородной текстурой, должны быть уравновешены менее весомыми элементами, которые либо больше, либо расположены дальше от центра композиции.
    Асимметричный баланс не так очевиден, как симметрия, но часто визуально более активен и динамичен. Он способен выразить движение, перемены, даже бурный порыв. Асимметричный баланс более гибок, его легче адаптировать к меняющимся обстоятельствам, условиям пространства и функционирования.

    Гармония.
    Гармонию можно определить как созвучие или эстетическую согласованность элементов или комбинаций элементов композиции. В то время как баланс позволяет достичь цельности композиции благодаря хорошо продуманному расположению похожих и непохожих элементов, принцип гармонии состоит в тщательном подборе элементов, имеющих общие черты или такие параметры, как форма, цвет, текстура или материал. Цельность интерьера и визуальная гармония между его элементами достигаются за счет повторения общих черт.

    Создание гармонии. 
    Если для создания гармонии использовать слишком много элементов с похожими чертами, то может получиться цельная, но неинтересная композиция. В то же время разнообразие, ради создания интересной композиции доведенное до крайности, может привести к визуальному хаосу. Чтобы соблюсти гармонию и одновременно интересно оформить интерьер, нужно обеспечить хорошо продуманный, тонкий баланс между порядком и беспорядком - между единством и многообразием.

    Единство и многообразие.
    Важно помнить, что принципы баланса и гармонии, используемые для обеспечения цельности композиции, не исключают разнообразия. Скорее наоборот, средства достижения баланса и гармонии включают в себя в числе прочего и наличие непохожих элементов и параметров.
    Например, асимметричный баланс создает равновесие между элементами, которые различны по размерам, форме, цвету или текстуре. Гармония же, состоящая из элементов, имеющих какой-то общий параметр, допускает наличие индивидуальных уникальных особенностей у этих элементов.
    Еще один способ организации нескольких непохожих элементов заключается в расположении их очень близко друг к другу. Такая группа воспринимается как единое целое, исключающее другие элементы, находящиеся поодаль. Для усиления визуального единства композиции можно создать контур, объединяющий очертания этих элементов.

    Ритм.
    В дизайне принцип ритма основан на повторении элементов в пространстве. Такое повторение не только создает визуальное единство, но и способствует тому, что в сознании наблюдателя, когда он оглядывает проход, композицию или окружающее пространство, возникает ощущение ритмичного непрерывного движения.
    Самый простой пример повтора - расположение одинаковых элементов через регулярные интервалы вдоль линейного прохода. Монотонность такого узора позволяет использовать его также для создания ритмического фона для элементов переднего плана или для выделения структурной линии, границы или окаймления.
    Более сложный ритмический рисунок можно создать, зная, что элементы становятся визуально связанными при их приближении друг к другу. Такая же связь возникает, если у элементов есть общая черта.
    Промежутки между элементами, т. е. шаг визуального ритма, можно варьировать, создавая тем самым группы и подгруппы элементов и выделяя определенные точки в ритмическом узоре. Ритм может быть размеренным и плавным, а может быть жестким и резким. Ритмичность последовательно расположенных элементов можно усилить за счет формы отдельных элементов и окантовки ритмического узора.
    Элементы, имеющие общую черту, обеспечивающую непрерывность последовательности, могут, однако, отличаться друг от друга по форме, цвету, деталям или текстуре. Эти различия, и отчетливые, и едва заметные, создают визуальный интерес и могут предварять новые уровни сложности. Меняющийся ритм можно наложить на более регулярный. Чтобы придать направленность последовательности элементов, вариации могут меняться по размерам или по цвету постепенно.

    Визуальный ритм. 
    Визуальный ритм лучше всего заметен, когда повтор образует линейный узор. Однако во внутреннем пространстве нелинейные последовательности форм, цветов и текстур могут создать более тонкие ритмы, которые не сразу бросаются в глаза.
    Мы можем почувствовать ритм, последовательно пройдя через несколько пространств. В архитектуре повтор как фундаментальное понятие ритма используется в качестве инструмента для организации форм и пространств. Балки и колонны образуют повторяющиеся конструкционные пролеты и модули помещения. Повторяются помещения, выполняющие одни и те же функции в здании.

    Выразительность.
    Принцип выразительности касается сосуществования доминирующих и подчиненных элементов в композиции интерьера. Дизайн без доминирующих элементов невыразителен и монотонен. Если же навязчивых элементов слишком много, дизайн беспорядочен, хаотичен и отвлекает от важных объектов. Таким образом, каждому элементу дизайна следует придать выразительность, соответствующую степени его важности в общей схеме.
    Визуальную выразительность важных элементов или деталей можно обеспечить, наделив их внушительными размерами, уникальной формой, контрастными сочетаниями цветов и тонов, необычной текстурой. Это позволит создать контраст между доминирующим элементом или деталью и подчиненными аспектами пространства. Такой контраст будет привлекать внимание, разрывая обычную структуру композиции.
    Элемент или деталь можно также визуально выделить за счет их стратегической позиции и ориентации в пространстве. Можно, например, поместить такой элемент в центр помещения или в центр симметричной композиции. В асимметричной композиции его можно отдалить от остальных элементов. Он может быть расположен в конце линейной последовательности элементов или в конце прохода.
    Для усиления визуальной важности элемент можно сориентировать на контрасте с нормальной геометрией помещения и других элементов, находящихся в нем. Его также можно по-особому осветить, а линии подчиненных элементов направить так, чтобы сфокусировать внимание на важном элементе или детали.

    Степени выразительности.
    Элементы интерьера могут иметь разную степень важности. В соответствии с этим и степень выразительности тоже должна быть разной. Когда важные элементы определены, нужно выработать стратегию расположения подчиненных элементов таким образом, чтобы выделить доминирующие объекты.
    Фокусные точки помещения следует создавать осторожно. Они не должны чрезмерно доминировать, иначе могут выпасть из общего дизайна. Вспомогательные средства выразительности - визуальные акценты - часто помогают связать вместе доминирующие и подчиненные элементы. Чтобы сохранить цельность дизайна, нужно всегда следовать принципу гармонии формы, цвета и тона.